Автоматизация реагирования на инциденты ИБ: опыт внедрения R‑Vision SOAR в «СберАналитике» компанией УЦСБ

Автоматизация реагирования на инциденты ИБ: опыт внедрения R‑Vision SOAR в «СберАналитике» компанией УЦСБ

Полное описание

Вы можете скачать PDF документ с полным описанием истории

Скачать PDF Просмотреть PDF

Задачи

Перед командой кибербезопасности компании «СберАналитика» стояла задача повысить эффективность процессов по реагированию на инциденты, где наблюдались следующие проблемы:

  • Аналитики вынуждены отслеживать оповещения в нескольких системах защиты
  • Обработка алертов вручную приводила к затратам времени на рутинные операции
  • Из-за отсутствия информации об активах приходилось тратить дополнительное время на локализацию инцидента
  • Переключение между консолями СЗИ увеличивало время реагирования

Чтобы преодолеть эти препятствия, в компании было принято решение автоматизировать процессы по реагированию на инциденты и внедрить систему класса SOAR. Такая система обеспечит команде кибербезопасности единое окно по обработке инцидентов, а также облегчит взаимодействие с внутренней командой ИТ и Центром мониторинга событий кибербезопасности (SOC).

СберАналитика выбрала R‑Vision SOAR и компанию УЦСБ для внедрения решения.

Проект в цифрах

  • на 90% повысилась скорость реакции
  • до 1 минуты сократилось время реагирования на часто повторяющиеся типы инцидентов
  • на 30% уменьшилось среднее время обработки инцидентов
на 90% повысилась скорость реакции до 1 минуты сократилось время реагирования на часто повторяющиеся типы инцидентов на 30% уменьшилось среднее время обработки инцидентов

Ход проекта

Перед командой направления автоматизации ИБ УЦСБ стояла следующая задача — развернуть платформу R‑Vision SOAR и настроить ее таким образом, чтобы имеющиеся в «СберАналитике» процессы по реагированию на инциденты ИБ и координация действий пользователей в ходе отработки установленных мероприятий по выявлению, анализу и реагированию на инцидент ИБ реализовывались уже с помощью данной системы.

Для этого была запланирована интеграция платформы R‑Vision SOAR с существующим в компании Центром мониторинга событий кибербезопасности (SOC) и другими смежными системами, которые участвуют в процессе управления инцидентами ИБ и выполняют функции восстановления объектов защиты.

Этапы проекта

Проект можно разделить на три ключевых этапа:

  • Анализ текущей информационной инфраструктуры.Инженеры направления автоматизации ИБ УЦСБ детально изучили работу SOC и DLP-систем, которые предстояло интегрировать с новой платформой R-Vision SOAR, а также процессы реагирования на инциденты ИБ, выполнявшиеся в ручном режиме. Это позволило выявить области, требующие автоматизации, и разработать план интеграции элементов информационной инфраструктуры.
  • Разработка проектной документации, соответствующей положениям ГОСТ.Специалисты направления автоматизации ИБ УЦСБ подготовили полный пакет проектной документации с детальным описанием архитектуры системы, процессов интеграции со смежными системами и комплектом эксплуатационной документации, взяв за основу ГОСТ 34.201 и ГОСТ Р 59793, а также собственные шаблоны и наработки экспертов Центра кибербезопасности УЦСБ. Такой подход позволяет обеспечить учет всех требований и пожеланий Заказчика системы еще до ее фактического внедрения и избежать ситуации, когда результат проекта не соответствует ожиданиям.
  • Внедрение R-Vision SOAR.Инженеры УЦСБ произвели развертывание системы R-Vision SOAR, выполнили инвентаризацию активов компании, настроили интеграции со смежными системами и автоматизацию процессов работы с инцидентами ИБ. Выстроили взаимодействие команды отдела ИБ в системе в соответствии со сценариями, применяемыми в компании «СберАналитика». Ключевым моментом стала разработка кастомизированного коннектора для интеграции R-Vision SOAR с существующим SOC, что позволило автоматизировать управление жизненным циклом инцидента в системе SOC.

Результат

Внедрение SOAR-системы в компании «СберАналитика» дало следующие результаты:

Повышение эффективности защиты компании от киберугроз

Благодаря инвентаризации активов и оркестрации средств защиты информации специалисты ИБ «СберАналитики» видят в едином окне весь ландшафт информационной инфраструктуры компании, что упрощает анализ имеющихся угроз безопасности. Установленная платформа R-Vision SOAR автоматизирует обработку инцидентов ИБ, ранжирует их по степени опасности, сразу направляя внимание аналитиков на те инциденты ИБ, которые требуют оперативных действий. Автоматизированное выявление и реагирование на инцидент позволяет вовремя предотвратить серьезные потери, быстро и четко выполнить действия в соответствии с заложенным сценарием, минимизируя влияние человеческого фактора и ошибок, тем самым повышая общую надежность системы обеспечения безопасности «СберАналитики».

Повышение скорости реагирования на инциденты

Моментальные уведомления о статусе инцидентов ИБ и автоматическая отправка комментариев сократили время реагирования на часто повторяющиеся типы инцидентов ИБ на 90% — с 10 до 1 минуты. Увеличение скорости реакции позволило минимизировать потенциальный ущерб от атак и дало дополнительное время на принятие решения об устранении последствий инцидента ИБ. Кроме того, внедрение SOAR-системы обеспечило предварительное реагирование, сбор дополнительной информации и обогащение карточки инцидента до того, как он попадет в работу к аналитикам.

Снижение нагрузки на специалистов ИБ

Благодаря автоматизации удалось выстроить слаженное взаимодействие между заинтересованными подразделениями: отделами ОТ, ИТ и внешним SOC. Снизились трудозатраты на рутинные операции: в среднем время обработки инцидентов ИБ сотрудниками уменьшилось на 30%.

Марат Шамсутдинов, СISO «СберАналитика»

С компанией УЦСБ работаем не впервые. Коллеги зарекомендовали себя как надёжный и профессиональный интегратор, качественно выполняющий проекты. Все вопросы, возникающие в ходе реализации проекта и внедрения R-Vision SOAR, решались в рабочем порядке. Цели достигнуты: в компании повысилась эффективность мер защиты, значительно упростились процессы управления инцидентами ИБ, а также налажен более качественный обмен данными между системами и сотрудниками отдела ИБ.

Поделиться: